Измайловский Парк
Темы материала
Это сейчас Измайловский — парк культуры и отдыха со множеством аттракционов, развлекательных площадок, питомником, гостиничным комплексом, построенном для гостей нашей Олимпиады-80 и прочими сооружениями. А в царские времена на этом месте были охотничьи угодья царской семьи Романовых.
Реформатор России Петр I выбрал пруды Измайлово для кораблестроения, которым, впрочем, тут и раньше увлекались. Небольшое парусное судно для перевозки людей и небольших грузов, так называемый ботик, обнаруженный им в амбаре, до сих пор «жив» и украшает один из Санкт-Петербургских музеев.
Анна Иоановна превратила солдатские редуты и верфь в звероферму, она была большой любительницей охоты и могла палить из ружья по зябликам и уткам прямо из окна. Следующая императрица — дочь Петра I – больше любила соколиную охоту. По ее приказу Растрелли построил для нее охотничий замок в Просянском саду. Мало кто знает, что дорога от этого места до Перово в усадьбу ее фаворита Разумовского, прорубленная в середине 18 века, сохранилась. Теперь это главная аллея Измайловского парка.
Каждая эпоха привнесла в него что-то свое, особенное, способное удивить и увидеть потаенные уголки, отражающие дух времени.
Царские угодья
На востоке Москвы на 1620 гектарах расположена территория одного из крупнейших парков Европы. Измайловский парк включает в себя несколько зон: лесопарки, парк культуры и отдыха, многочисленные пруды и остров, относящиеся к категории особо охраняемых. Хотя изначально, еще в XVI веке, здесь находилась всего одна усадьба, принадлежащая брату первой жены Ивана Грозного боярину Захарину-Юрьину. Более 70 лет ею владели наследники – сын и внук. История сохранила скупые сведения об их жизни, но известно, что именно этот род положил начало династии Романовых. И каждый последующий наследник трона уделял особое внимание этому живописному месту, вокруг которого располагались богатые поместья князей и графов.
Для Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645-1667 гг., государственные дела не мешали охоте на кречета. В Измайлово была построена резиденция, а речка Серебрянка (бывшая Робка) была запружена сразу в нескольких местах для образования прудов. Вода окружала царские хоромы практически со всех сторон, служивших не только для красоты, но и для орошения полей. Царевны собственноручно запускали в пруд мальков и кормили их. Хозяйство здесь развернулось образцовое: появились сады, поля пшеницы, ячменя и хмеля, огород с лечебными травами, цветники. В одном из прудов разводили пиявки в лечебных целях. Рыбы, птицы и скота было предостаточно как для охоты, так и обильного стола. В вольерах жили экзотические звери: леопарды и даже белый медведь. Особо охраняемыми считалась пара львов — подарок царю от шаха Персии.
Еще один пруд был выкопан под нужды льняной мануфактуры и стекольного завода. Он так и назывался – Стеклянный. По специальному заказу мастера из Европы изготовляли посуду и дорогие изделия, ничем не отличающиеся от венецианских.
Парники и грядки размещались по периметру нынешней улицы Никитинской и Сиреневого бульвара. Говорят, что даже арбузы с дынями здесь вырастали не хуже, чем в южных краях. Через два столетия пруд пересох, превратившись в заросшее болото, но в 30-ые годы Сталин приказал это место обустроить для советских граждан. Пруд возродили и назвали Круглым, хотя он имеет форму подковы. На его берегу была проложена Аллея Дружбы, которую украшали тридцать скульптур, посвященных труду граждан разных республик большой советской страны. В искусственных прудах сейчас отражаются гостиничные корпуса, построенные к Олимпиаде-80, а на острове до сих пор живут птицы: «краснокнижники».
Из садовых культур того времени сохранились вековые липы, яблони и многочисленные кусты шиповника, чей аромат так нравился императору. Его резиденция постепенно обустраивалась для новых Романовых. Благословенным это место не могло быть без храмов, которые строили в конце XVII века. Соборы Рождественский и Покрова Богородицы пережили с некоторыми потерями революцию, войну и советский режим.
Дедушка для русского флота
Так назвал ботик Петр Первый, найденный им в 16-летнем возрасте в одном из амбаров резиденции на острове. Это небольшое судно, похожее на большую лодку с высокими бортиками, он отдал голландскому мастеру на реставрацию. Тот установил на нем мачту с парусом и спустил на воду, чтобы юный царь освоил управление этой лодкой. Кстати, судьба этого ботика легендарна: подарок Алексею Михайловичу от англичан послужил и Петру, за что тот приказал сделать из него памятник, на котором он впервые изучал морское дело. Ботик принимал участие в смотре кораблей в Кронштадте на почетном месте, после для него построили в Петропавловской крепости Ботный дом. Как и завещал Петр I своим потомкам «хранить навеки», «дедушку» накануне войны переправили в военно-морской музей северной столицы, а в год войны он пережил эвакуацию в Ульяновск и вернулся только после Победы. Так что начало судостроения в России было положено в Измайлово, на Просянском пруду которого ботик стал морской азбукой юного Петра. Пруд давно осушили и о нем напоминают холмы, которые с удовольствием показывают экскурсоводы туристам. Кстати, по преданию Александр Дюма побывал в этом месте, чтоб изучить историю рождения русского флота. Сегодня в Измайлове возле памятника Петру I отмечают день его рождения ветераны морского флота.
Но водные пути, по которым шел государь, были не единственными проторенными. Здесь царь устраивал маневры, а баталии потешных полков как предвестники будущих побед, вошли в анналы многих военных мемуаров о том времени.
Он и после не забывал это место, иногда принимая в роскоши и зелени зарубежных послов. Им было что показать и славно поохотиться. И именно он закрыл Измайлово, объявив его заповедной зоной. Нарушивших границы, он приказал штрафовать или карать ссылкой.
Сюда он поселил вдову брата Прасковью Федоровну. Ее три дочери, одна из которых — будущая императрица Анна Иоанновна — провели здесь свое детство. Конечно, во времена своего короткого правления Анна часто бывала здесь, оставила о нем свои воспоминания. Известно, что после коронации в 1730 году в родных пенатах она провела все лето. Здесь же был собран Измайловский полк для усиления защиты императрицы от недругов, множащихся с каждым годом ее правления. К чести своей, легендарный полк во славу послужил своему государству.
В Мостовой башне, где раньше собиралась боярская дума, заседал сенат, состоявший из бояр – больших любителей охоты. Недаром императрица отдала большую часть территории под звероферму. Новый зверинец был экзотикой и бил рекорды по площади: он занимал практически всю территорию. Она нередко выезжала на охоту, и порой баловалась тем, то палила в уток прямо из окна, и заставляя напуганных фрейлин проделывать то же самое.
Детские годы Елизаветы Петровны, которая стала во главе дворцового переворота и отняла корону Анны, тоже прошли в этих угодьях. Она любила театр и веселья, поэтому обустраивала жизнь в резиденции на острове под себя. Для нее соорудили деревянный охотничий дом, похожий на замок. В нем вместе с племянником и будущим императором Петром III она частенько останавливалась, чтобы выложить там очередные трофеи.
При ней была построена широкая дорога, которая вела прямо к усадьбе ее фаворита — графа Разумовского — в соседнее село.
А вот Екатерина II все это наследство не берегла: при ней снесли арочный мост, ведущий в резиденцию, и все деревянные постройки времен Елизаветы. Поля были поделены на мелкие уделы и розданы крестьянам, которые вносили плату за пользование ею в царскую казну.
Армия французов внесла еще большую разруху: солдаты Наполеона разграбили и осквернили соборы, где разжигали костры, от которых треснул свод Покровского храма, и дал крен главный купол. Потребовалось много времени, чтобы восстановить его после причиненного ущерба. Этим занялся Николай I. Рядом с храмом он повелел строить военную богадельню. Строилось здание долго, но к середине XVIII века состоялось его торжественное открытие. Император и его приближенные остались довольны результатом. Правда, она не вмещала всех желающих и приходилось уплотнять койки. Условия для ветеранов создали самые наилучшие: кормили вкусно и содержали в чистоте. Только казенных денег уходило слишком много: порядка 30-ти тысяч в год. Поддержку офицерам, пострадавшим в боях с армией Наполеона, оказали купцы. В 1856 году в пользу богадельни собрали ни много ни мало 300 тысяч рублей серебром. О чем и доложили уже новому государю Александру II после его коронации.
Николаевская богадельня прекратила свое существование вместе с династией Романовых.
Советский тренд
Царская вотчина вошла в черту столицы как часть Сталинского района в 1935 году. На почти 1200 гектарах активно шло обустройство в новом формате. Построили вышку для парашютистов, кинотеатр, аттракционы, игровые и танцевальные площадки. Разработали проект железной дороги для ребят, стадиона и искусственного водоема, на котором планировали открыть яхт-клуб и устроить пляжи.
Но рельсы так и не проложили, водоем не расширили, а от стадиона сохранилась только небольшая часть. Он назывался «Трудовые резервы», и собирал публику до 1992 года. На его месте долгое время работал всем известный Черкизовский рынок.
Зато установили памятник вождю и тридцать скульптур вдоль главной аллеи, символизирующих трудовой подвиг народа по восстановлению советской страны. На окраине маршал Буденный организовал конноспортивный комплекс, были построены загоны и здания конюшни, которые теперь стали объектом культурного наследия.
Но, несмотря на все недоделки, в парке имени Сталина гуляла молодежь, семьи и пенсионеры.
Война оставила свой отпечаток во всей стране, исключением не стал и парк. Его объявили особо охраняемой зоной, потому как в центре парка заседал штаб по формированию партизанского движения, подготовке диверсантов и радистов. Мемориал, установленный в центре парка, говорит нам о том, что знаменитый минометный полк «Катюша» был сформирован здесь. Отсюда взлетали боевые самолеты на защиту столицы, по слухам – недалеко располагался и секретный бункер для вождя и членов правительства.
На Площади мужества можно посмотреть и военную технику, участвовавшую в боях на улицах Берлина, а на севере парка, на выходе из станции метро «Партизанская» есть именная березовая роща. Она высажена в честь погибшей медсестры, москвички Наташи Качуевской.
В этом памятном уголке парка возле венного огня отмечают День Победы и собираются ветераны.
После смерти вождя всех народов памятник поменяли на ленинский, а монументальный Сталин теперь украшает Музеон.
Грандиозные планы по обустройству после войны прекратились: десятилетия москвичи здесь гуляли, катались на лодках, смотрели кино, танцевали и проводили спортивные мероприятия. Измайловский парк в то время был самым большим из всех. В нем, согласно масштабу, в 1957 году поставили колесо обозрения. Лично Никита Сергеевич Хрущев распорядился о том, чтобы аттракцион был достаточно высоким для обзора. Он хотел порадовать молодежь, которая собиралась на всемирный студенческий фестиваль и ему это удалось. Высота колеса 60 метров, он вращается за семь минут вокруг своей оси, так что из кабинки легко насладиться видами не только парка, но и панорамой всего Восточного округа. Уникальность этого колеса в том, что много лет эксплуатации он ни разу не вышел из строя.
Другим событием, оставившим след в истории Измайловского парка, стала Олимпиада. К ней начали готовиться уже в начале 1970 года. В первую очередь снесли все деревянные жилые дома по улице Народной, выходящей к парку. Улицу так назвали в сталинские годы, потому что по ней проходили народные гуляния. Единственный дом, который не тронули – Мосэнерго, построенный в 1932 году. Под ним в войну располагалось бомбоубежище, а за ним находится подстанция службы управления метрополитена. В настоящее время в здании размещается отель. Гостиничный комплекс вырос неподалеку за шесть лет. В пяти корпусах гостили 10 тысяч гостей Олимпиады в Москве.
Были установлены в парке и новые аттракционы, привезенные из Японии. По этому случаю даже открыли грандиозную вставку – смотр более полусотни различных развлекательных каруселей и игровых автоматов.
Многие из них прослужили два десятка лет, повышая адреналин в крови москвичам и гостям города.
Измайловский парк и сейчас – место для активного отдыха, проведения фестивалей, спортивных игровых мероприятий. В любое время года здесь есть чем заняться. Зимой его аллеи превращаются в каток, летом на танцевальной площадке звучит музыка, вступают и творческие коллективы.
Здесь расположены памятники истории и культуры: архитектурный центр дворцового комплекса, Государев двор и «Строкинское укрепление» как напоминание о петровской эпохе. Историки до сих пор находят удивительные артефакты и разгадывают загадки, связанные с царской вотчиной.