Оружейная палата

Наследие императорских династий девяти веков уместилось в девяти просторных залах, не считая хранилищ и мастерских. Почти четыре тысячи бесценных экспонатов, включая драгоценности царствующих особ, подарки от иностранных держав и трофеи, захваченные в войнах – составляют сокровищницу страны, ее историко-культурную значимость.

Одни считают самым дорогим экспонатом знаменитую шапку Мономаха, усыпанную драгоценными камнями еще в XIII веке. Другие – подарок из Персии: «алмазный» трон царя Бориса Годунова. Третьи назовут бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой.

Мнений много, но никто из оценщиков не будет прав, ведь сокровищницей музей называют не только за блеск драгоценностей, но и за их историческую ценность. Оружейная палата неотделима от истории Московского Кремля, являясь объектом ЮНЕСКО. Здесь представлена вся история российской государственности.

Кстати, первым посетителем красивейших залов музея стал Николай I, который и является автором идеи строительства нового здания.

В настоящее время оно не вмешает всех желающих: даже введены квоты и определены дни и часы посещения. Больше половины тех, кто стремится увидеть российскую державность во всем ее великолепии – это иностранцы.

Как добраться?

  • Официальный сайт: http://www.kreml.ru
  • ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
  • Адрес: 103132 Россия, Москва, Кремль
  • Метро: Библиотека им. Ленина, Боровицкая, Александровский сад

Схема проезда:

Веками хранящая государево добро

Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.

С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.

Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?

В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.

С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.

Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.

Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.

Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.

Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.

Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.

Оружие

Свое название музей оправдывает: в его основе все ж таки – вооружение, над которым трудились мастеровые на протяжении многих веков. Здесь можно увидеть сабли, клинки, мечи, эфесы с инкрустацией драгоценными камнями, доспехи, ордена и многое другое.

Все это поделено на три группы. В одной – русское вооружение, что относится к XII веку. В другой – европейское, большая часть которого датируется эпохой расцвета в 16-17 веках. В третьей — восточное элитное боевое оружие, представленное, в основном, турецкими мастерами, не жалеющими агата, яшмы, нефрита и горного хрусталя для украшения, и иранскими, предпочитающими утяжелять вес оружия жемчугом с золотом.

Можно много рассказывать об истории русского оружия – она прослеживается по экспонатам, представленным в музее. Но мы возьмем три из них: древнюю кольчугу, ружье любительницы пострелять в уток и законодательницы моды на охоту Екатерины II и высшую военную награду Российской империи, которую эта императрица учредила.

Кольчуга весом в 16 кг и состоящая из двадцати тысяч колец относится ко времени правления Ивана Грозного. Она принадлежит его воеводе князю Шуйскому и является самым старым экспонатом среди подобных.

Сохранилась она благодаря тому, что стоила очень дорого и ее берегли больше, чем сегодня самый дорогой фрак от английских дизайнеров.

Охотничье ружье для Екатерины было изготовлено по спецзаказу ведущим оружейным мастером Санкт-Петербургского Ружейного двора. У ружья даже есть стиль, такой же как и у эпохи – рококо. Его ствол темной вороненой поверхности с орнаментом и инкрустацией золотом. При Екатерине II был сделан шаг вперед в освоении зарубежных рынков военного оружия: русское считалось самым выдающимся.

Она же учредила наградное оружие: саблю и знаком ордена Святого Георгия. На ее царствование пришлась война с турками, поэтому большинство из 300 награжденных были ее участниками. 80 наград из этого количества – дорого обошлись казне, потому что были украшены не только золотым эфесом, но и бриллиантом. Ими награждали генералов, а те, кто меньше рангом получали награду без камня.

Есть в экспозиции и наградные гарнитуры: шпага, ружье, пара пистолетов и прочие принадлежности. Этот набор парижане вручили генералу русской армии в 1814 году, о чем свидетельствует гравировка золотом на клинке. Через 20 лет генерал передал дар в Оружейную палату, о чем сохранилось письмо. Он легко расстался со шпагой в белых ножнах с лазуритовым эфесом, в который был вставлен большой бриллиант. Кстати, в революцию камень исчез, его восстановили в годы советской власти.

Золотой и серебряный залы

Самые древние, со времен Византии, предметы искусства, что некогда хранились в казне государей и патриарших светлицах переехали в палату три столетия назад.

Уникальным считается кувшин, созданный в лучших традициях византийского искусства. Сплавленный из серебра, он украшен изображениями девяти муз античности. Из нескольких дошедших до нас художественных работ, исполненных в подобной технике, есть золотой образок с распятием, относящийся к XI веку и наперсная икона, дипломатический подарок русскому царю – «Сошествие во ад», в изящной золотой оправе, камеи, украшение полудрагоценными камнями в византийской манере.

Русское искусство многое переняло у константинопольских мастеров, но сумело привнести и собственный колорит. В изделиях, сделанных руками мастеров Киева, Суздаля, Чернигова и других ремесленных городов, еще в домонгольский период, преобладает золото, драгоценные камни, но еще и великолепие кружева скани – филигранное, тончайшее плетение из металлических нитей. Эти ювелирные изделия относят к ранним произведениям искусства.

XV век привносит романтику в ювелирку: московские златокузнецы показывают художественную роскошь корон и венцов, православных предметов, окладов для библии и церковных книг. По конец века Москва вышла на столичный уровень, притянув все лучшее из окрестных центров культуры и искусства Новгородчины, Суздаля и других. А уже следующий век по праву считается вершиной московского ювелирного искусства. В этот период преобладают эксперименты с цветом: появляется белый и голубой в золоте изделий, а также чеканка – отличительная особенность мастеровых.

Интересна серебряная церковная чаша конца XVII века покрыта чеканной росписью, а литые головы ангелов служат рельефной гранью. Конечно, все великолепие создано в основном для церкви: образа, оклады, посуда, кадила, кресты и прочие вещи. Но есть и царские принадлежности. Можно увидеть кубки, ковши, чарки, братины – все, что украшало богатые пиры Михаила Федоровича.

Среди этого пиршества изделий можно выделит три ковша, созданных из сплошного куска золота, в орнаменте с вкраплениями из самоцветов и жемчуга.

Замысловатые композиции появляются на металлических изделиях граверов. Например, серебряный стакан XVII века украшен библейскими сюжетами. Фигур много, техника тончайшая и сложная, заимствованная у восточных и западных соседей.

Серебряные ковши и чаши позднее пользовались популярностью в качестве награды. Их вручали как кубки за военную и государственную службу – казакам и купцам. В перечне таких наградных экспонатов есть ковш времен Петра II.

А когда в моду вошла привычка нюхать табак, то стали появляться похожие на шкатулки разные табакерки, а от них рукой подать до эпохи Фаберже. Среди представленных в музее — три просто роскошные. Из чистого золота, с декором из агатовых пластин, прямоугольной формы  — одна из них совершенна в своем исполнении. Другую табакерку венчает вазочка с букетом, в котором цветы бриллиантовые и рубиновые, а зелень — изумруды вместо листьев. Третья – гравирована изображением Елизаветы Петровны. Все изделие украшает россыпь бриллиантов, а два из них довольно крупные.

Еще век спустя ювелирное дело расширило географию. Несколько предметов, принадлежащих генерал-губернаторам сибирской столицы — Тобольска, внесли дополнительный шик в уже существующие стили. Этот город ввел моду на изображение пастушек и охотничьих сцен в создание посуды, а Вологда – привнесла пейзажные сюжеты и городские виды.

Ну и наконец, скажем несколько слов о самой известной ювелирной фирме. Основанная в Санкт-Петербурге, вотчина Фабереже уже в начале XX века стала самой модной и престижной, а предприимчивый и талантливый ее основатель стал главным исполнителем элитных заказов. Пасхальные яйца для последних венценосных персон — вершина его творчества. Миниатюрки снабжены механикой: есть заводной поезд – в позолоте и платине, есть музыкальные мотивы, что до сих пор можно услышать. В Оружейной палате представлены десять из полсотни существующих пасхальных изделий.

Царственные принадлежности

Коллекция символов власти превосходит все европейские. Глядя на эти свидетельства эпох: короны, скипетры, кресты, троны, державные книги – очень просто создать впечатление о парадном придворном церемониале.

В них венчались, короновались, выходили к дипломатам, выезжали в народ. Некоторые из государственных регалий становились наследными, переход из рода в род. Но все, то представлено в седьмом зале Оружейной палаты, безусловно, бесценно и представляет историческую ценность.

Самые ранние артефакты представлены XIII веком. Наиболее известный экспонат – шапка Мономаха. Ее вес почти килограмм – намного легче прочих, уступающая им и по количеству драгоценных камней. Например, корона Анны Иоановны весит четыре кило, для ее украшении ювелиры использовали почти 2,2 тысячи алмазов и красивые красные драгоценные камни.

Но статус шапки Мономаха на протяжении многих веков был незыблем: ее надевали многие цари и только один раз – в день венчания на царствие. Последним в ней выходил Иван V в 1682 году. Ему было всего 15 лет, а сопровождал его на трон младший брат и соправитель Петр I.

Трон, созданный специально под двойное царствование, хранится также в Оружейной палате. И туристам не устают объяснять превратности королевской жизни, для которой вот понадобился трон с двумя сиденьями. Он и правда необычный, напоминает роскошный золотой мини-дворец, украшенный государственными символами. Чтобы соорудить двухместный трон, понадобилось разобрать три старых трона времен Михаила Романова.

А самым дорогим и нарядным царским креслом считают алмазный. Над ним работали иранские мастера, поэтому восточные мотивы в его отделке можно обнаружить. Трон стал шикарным подарком царю Алексею Михайловичу от армянских купцов, заплативших за работу несколько тысяч рублей. Хотя не безвозмездным: купцы рассчитывали на определенные льготы в торговле с Россией. Более одной тысячи алмазов участвуют в его росписи, и 1224 драгоценных камней, включая изумруды, а количество жемчуга не поддается подсчету. Трон прослужил верой и правдой до последнего царя: Николай II восседал на нем по случаю своей коронации.

После свержения самодержавия, трон лишился части алмазов: их украли и вывезли из страны.

Интересная подробность: тронные кресла создавались по проектам лучших архитекторов, считающим эту работу ничуть не менее важной, чем разработку дворцов и усадеб.

На коне

Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.

Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.

Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.

Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей. Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.

Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.

Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.

На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.

Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.

Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.

Помогла статья? Оцените её
Загрузка...
Добавить комментарий